Постреабилитационный период
Профилактический
На постреабилитационном этапе, как правило, большинство больных с высоким уровнем реабилитационного потенциала уже довольно хорошо адаптированы к трезвой жизни в обществе и семье. Большинство больных с низким и среднем уровнем имеют проблемы со здоровьем, из-за проблем и заболеваний, приобретенных во время употребления психоактивных веществ. К ним относят ВИЧ, гепатиты, туберкулез, ЗППП, и многое другое.
Возможны у таких больных и случаи обострения основного заболевания, проявляющиеся в колебании настроения, постоянных воспоминаниях о наркотиках, снижение работоспособности из-за быстрой утомляемости, расстройства сна, психическое истощение, снижение либидо. Сам больной может при этом утверждать, что не имеет подобных проблем, и он больше не испытывает влечения к алкоголю и наркотикам. Такое же отрицание проблем может быть и в отношении других социальных и личностных дисфункций.
В стратегическом отношении обеспечивается реализация комплекса поддерживающих, противорецидивных мероприятий.
Цель этого этапа как можно полнее добиться социальной интеграции, при этом при стабильном физическом и психическом благополучии и полном воздержании от употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.
Основные задачи:
- Борьба с возможными срывами заболевания, их профилактика, организация социальной и психологической поддержки больного и членов его семьи.
- Нормативность поведения.
- Личностная и социальная ответственность.
- Функциональное взаимодействие с окружающей средой и реабилитационным учреждением.
- Коррекция самооценки и восприятия личностного успеха или неудач
- Социальная востребованность.
- Самоконтроль постреабилитационных мероприятий.
Координировать постреабилитационный период может как социальный работник, так и психиатр-нарколог, который проводит диагностическую, консультационную и лечебную помощь.
Роль психолога в комплексе мероприятий постреабилитационного периода
После завершения амбулаторной реабилитационной программы пациенты возвращаются к жизни в обществе в статусе членов семьи или производственного коллектива. Им приходится восстанавливать полноценные коммуникативные связи, опираясь на позитивные личностные качества и нормативную ценностную ориентацию, т.е. использовать свой реабилитационный потенциал. В обретенном статусе они уже не нуждается в той интенсивной помощи, которая им оказывалась в период реабилитации.
Однако и на этом периоде ресоциализации они нуждаются в поддержке, одобрении, психологическом поощрении. Актуальной для них становится реакция значимых других лиц и социальной среды их повседневной жизни. Исходя из собственных потребностей, бывшие пациенты приходят либо к психологу, либо на занятия открытой группы. С психологом у них, как правило, доверительные и партнерские взаимоотношения.
Цель прихода:
- рапорт о достижениях личностного и социального роста или о психологических и социальных «трудностях», которые приходится преодолевать;
- поиск психологической иногда «наставнической» поддержки.
Социальный работник и психолог «играют роль» людей посвященных в проблему, способных оценить достижения и успехи бывших подопечных. Следовательно, такие встречи и демонстрация пациентом стойкой ремиссии как бы являются своеобразной платой и доказательством успешной работы специалистов, что и пытается подчеркнуть бывший больной.
Во время подобных бесед психолог должен быть предельно внимателен, его главная задача состоит в умелом наведении вопросов и анализе ответов. Практически, социальный работник и психолог проводят скрытое интервью. Полученные наблюдения заносятся в амбулаторную карту больного и его психологический дневник.
Учитывая доверительную атмосферу и внешне неформальные отношения специалистам несложно предложить бывшему пациенту при необходимости показаться врачу-психиатру-наркологу, пройти тестирование или попросить оказать какую-либо помощь в работе, например, выступить спикером группы и рассказать об опыте своего выздоровления.
Социальный работник может (и даже желательно!) присутствовать при беседе психолога с бывшим пациентом, так же задавать вопросы и высказывать одобрение по поводу достигнутых положительных результатов, как в выздоровлении, так и в реализации планов реадаптации, ресоциализации и повышении социального статуса и самооценки.
Особое внимание во время беседы обращается на адекватность самооценки и личностных успехов бывшего пациента, реальность его суждений в отношении своего положения в семье, на работе и в обществе.
Для профилактики рецидивов и срывов на постреабилитационном этапе, а так же для получения правдивой и точной информации по поводу состояния пациента обязательно нужно поддерживать связь с его семьей, друзьями и всем ближайшим окружением. С их помощью можно изучить состояние пациента более детально, и вовремя заметить возможный рецидив. Начинаются "срывы", как правило, с безответственного отношения к делам и обязанностям, обмана себя и других, безделья. В этом случае необходимо незамедлительно провести восстановительные мероприятия - психотерапевтические, медицинские, коррекционные. Этот период должен длиться не менее 1 года, но продолжительность может отличаться исходя из состояния больных и особенностей каждого пациента.
Показатели эффективности:
- Продолжительность ремиссии воздержания от наркотиков/алкоголя, полное отсутствие рецидивов и срывов заболевания.
- Стойкое улучшение физического и психологического состояния больного;
- Положительная динамика, поведенческих, эмоциональных, патопсихологических, личностных, социальных и др. расстройств. Осуждение и критика своего заболевания, осуждение негативных личностных и поведенческих проявлений заболевания.
- Улучшение социального функционирования(ресоциализации) – вернулся к работе или учебе, отношения в семье улучшились
Методы оценки:
- психологический, клинический, со слов родственников;
- новое психологическое тестирование (ретестовая надежность - обследование одним и тем же тестом),
- факторный анализ (оценка эффективности на основе выявления скрытых (латентных) признаков и причин, например, контентанализ или психосемантический анализ высказываний больного),
- нормативное оценивание (сравнительный анализ результатов теста с индивидуальными данными испытуемого),
- корреляционный анализ (статистическое сравнение переменных различных тестовых методик),
- критерий валидности конструктов тестов (надежность признаков по результатам различных тестов).